МЕТОДИКА
ВІДНОВЛЕННЯ СКОРБОТНИХ

Утраты и продуктивность на работе и в бизнесе

Stephen Moeller, 7 Июля 2017 г.
Утраты и продуктивность
на работе и в бизнесе
Stephen Moeller, 7 Июля 2017 г.

Переживание утрат и чувство скорби случается в жизни каждого.

Несмотря на то, что существует много статей и книг на тему скорби, мало что из этого дает понимание, как помочь скорбящему в рабочем коллективе. И это, к сожалению, может существенно повлиять на деловые отношения и успешность компании.
Финансовые потери из-за скорби
В 2003 году Институт Восстановления скорбящих (Grief Recovery Institute ®) провел исследование, чтобы оценить как переживание скорби и горя сотрудниками экономически отражается на рабочем процессе. Понимая, что люди горюют не только из-за смерти близких, но и по другим причинам, мы изучали, какие финансовые потери несет бизнес из-за влияния болезненных эмоций на сотрудников в следующих случаях:
  • Уход их жизни близких
  • Развод
  • Семейные кризисы
  • Финансовые потери
  • Смерть родственников, коллег или друзей
  • Значимые изменения уровня жизни
  • Смерть домашнего питомца
  • Другие потери
Наше исследование в 2003 году показало, что финансовые потери из-за снижения производительности труда, вызванного переживанием горя сотрудниками, составили более 75 млрд долларов!
Мы сейчас повторно проводим такое исследование (статья написана в 2017 году), но уже предварительно получаем цифру финансовых потерь свыше 100 миллиардов долларов.
Это огромная цифра по любым меркам.
Как вы можете на это повлиять?
Обнаружить проблему снижения финансовых показателей из-за переживания горя сотрудниками — это полдела. Следующий шаг – предложить решение этой проблемы. Мы собираемся подойти к этому вопросу с двух направлений: со стороны руководства компании и стороны рабочего коллектива. В то время как руководство определяет правила для решения рабочих ситуаций, именно коллеги ежедневно соприкасаются с людьми, испытывающими скорбь.
Руководство
Большинство крупных корпораций разрабатывают правила и культуру, направленные на решение различных проблем в рабочем коллективе. Чаще всего в них входит Положения, устанавливающее некоторое количество дополнительных выходных дней для сотрудников в случае смерти кого-то из близких.
Обычно это около 3-х дополнительных дней отгула, и то, если умер кто-то из близких членов семьи, к примеру, супруг, ребенок или кто-то из родителей. Редко бывает, что в компании предлагают взять дополнительные выходные дни в случае переживания других потерь, которые могут также вызвать чувство горя.

Хотя три дня могут позволить провести или посетить похороны, этого, безусловно, недостаточно, чтобы восстановиться от эмоциональной боли. Потеря не только влияет на чувства сотрудника, но также существенно снижает скорость его работы и способность сосредотачиваться на рабочих задачах, что, однозначно, сказывается на его продуктивности. Независимо от вида работы, будь то бухгалтерский учет, общение с клиентами или сборочный конвейер, снижение способности сосредоточиться и своевременно реагировать отрицательно сказываются на качестве выполняемой работы.
Пожалуйста, поймите нас правильно - мы не утверждаем, что руководство озабочено только производительностью и выполнением планов, что им нет дела до эмоционального благополучия своих сотрудников.
Сейчас речь идет о том, как событие, вызывающее эмоциональную боль, может повлиять на работоспособность сотрудников. Добавление еще одного или двух дней оплачиваемого отпуска вряд ли существенно изменит ситуацию.
Ниже мы хотим предложить некоторые инструменты работы с персоналом, которые могут стать частью корпоративной культуры, и существенно улучшить ситуацию.
Что может предпринять руководство, чтобы помочь скорбящим сотрудникам
1. Поскольку большинство болезненных событий происходят внезапно, скорее всего в течение рабочего дня вашему сотруднику позвонят, и он будет вынужден либо прервать работу и сразу уйти, либо прямо на рабочем месте вы увидите его эмоциональную реакцию на скорбное событие.
В той и другой ситуации руководителю или сотруднику HR-отдела, который лично знает этого человека, необходимо спросить у такого сотрудника: «что произошло?». Когда вы услышите ответ на этот вопрос, вы узнаете, что можете предпринять, чтобы помочь.
Если вы руководитель или менеджер по персоналу, то вам необходимо понимать, что в такой ситуации нужно просто слушать и не пытаться «исправить» ситуацию.
В нашей статье «Grief Support: Knowing What To Say And What To Avoid» есть великолепные рекомендации о том, что можно говорить в таких случаях, а что ни в коем случае нельзя, чтобы это реально помогло скорбящему, а не повредило ему эмоционально.
В такой ситуации, если руководство компании желает оказать максимальную помощь, то можно, в зависимости от ситуации и возможностей компании, предложить сотруднику следующее:
  • отпуск в связи с тяжелой утратой
  • отпуск по болезни
  • внеочередной отпуск
  • облегчение рабочей нагрузки для сокращения времени, требующего напряжения сил, или сокращение рабочего дня.
(Учитывая должность этого сотрудника в компании, было бы разумно сообщить ему, что это нововведение носит временный характер и никоим образом не является «понижением в должности».)
2. Если скорбящему сотруднику в связи с печальными событиями потребуются отсутствовать на работе в течение некоторого времени, то руководству компании необходимо спросить у сотрудника, можно ли сообщить его коллегам подробности произошедшего. Руководству необходимо пояснить ему, что причина такого вопроса – оказать скорбящему помощь, позволив команде менеджеров отвечать на вопросы обеспокоенных коллег и, тем самым, сократить количество телефонных звонков скорбящему с вопросом «что случилось?» Вероятно, такая помощь скорбящему сотруднику будет достаточно дополняющей, и избавит его от необходимости отвечать на многочисленные звонки коллег.
Также было бы очень полезно, чтобы кто-то один из компании поддерживал связь со скорбящим сотрудником и узнавал, как у него идут дела. Если скорбящий взял отпуск, это можно сделать по телефону, по электронной почте или в мессенджерах. Когда это уместно, часть этой информации также можно сообщать его коллегам.
Если печальное событие позволяет скорбящему продолжить работу, то, когда команда менеджеров будет постоянно поддерживать с ним связь и быть в курсе его положения дел, то это благотворно повлияет в обе стороны
3. Если печальным событием для сотрудника стала смерть члена семьи, у компании может быть традиция отправлять цветы или корзину с фруктами в качестве поддержки. Многими это будет воспринято хорошо, однако, для кого-то это может показаться неуместным жестом. Лучше будет поинтересоваться у самого скорбящего, что его поддержит: цветы от компании, единовременная материальная помощь или помощь в организации похорон и поминального обеда. Такой подход позволит скорбящему выбрать поддержку в соответствии с его конкретными нуждами.

4. Если у компании есть возможность, то прямо на рабочих местах можно провести небольшое обучение для сотрудников, о том, как правильно оказать скорбящему эмоциональную поддержку, когда он вернется к работе. Вы можете воспользоваться для этого советами из упомянутой выше статьи о том, что можно говорить скорбящему, а чего лучше избежать. Часто у людей так мало верной информации на эту тему, что они, стараясь проявить участие, говорят вещи, которые не уменьшают у скорбящего эмоциональную боль от потери, а только усиливают ее.

5. Большинство компаний предпочитают сохранить ценного сотрудника, а не потерять его. Поскольку наши исследования показали, что продуктивность сотрудников существенно снижается, когда они эмоционально страдают от потерь, то это не может не отразиться на рабочем процессе. Для того, чтобы производительность компании не страдала, разумно было бы обеспечить сотрудников необходимыми ресурсами для поддержки.
Компания может нанять или заключить партнерский договор с сертифицированным специалистом Методики Восстановления скорбящих или обучить одного из собственных сотрудников навыкам оказания помощи скорбящим.
Институт Восстановления скорбящих (Grief Recovery Institute®) проводит подготовку таких специалистов.
Поддержка со стороны коллег
Есть много способов, которыми коллеги могут оказать поддержку скорбящему. В первую очередь, им нужно понять, что печаль и скорбь связаны не только со смертью. Каждое серьезное изменение в жизни человека может вызвать переживание сожаления и скорби. И в этом случае статью «Grief Support: Knowing What To Say And What To Avoid» можно использовать, чтобы научиться оказывать как вербальную, так и невербальной поддержку.
В статье мы говорим, что спросить у скорбящего «что произошло?» в большинстве ситуаций окажет положительное влияние. Однако, если информация о печальном событии уже была предоставлена руководителями компании, коллегам уже нет необходимости задавать этот вопрос скорбящему повторно!
В этом случае, лучше всего будет начать разговор с фразы: «Шеф (или кто-то другой) рассказал нам, что случилось, это очень печально. Тебе комфортно говорить об этом сейчас?». Говоря так, коллеги сообщают, что знают о произошедшем, и создают возможность для скорбящего поделиться больше самому или просто выразить свои чувства по поводу случившегося.

Еще в этой статье говориться, что, хотя есть много положительных вещей, которые можно сказать или сделать, чтобы помочь скорбящему, любые высказывания о том, как переживающему утрату следует или не следует себя чувствовать, нужно избегать. Точно так же, если кто-то из коллег пережил аналогичные потери, он должен понимать, что фраза «я понимаю, как ты себя чувствуешь» никоим образом не поможет скорбящему, поскольку каждый из нас по-своему переживает свои потери.

Еще одна вещь, которую не стоит делать — это говорить о «стадиях горя». Хотя многие люди слышали об этих, так называемых, стадиях горя или процессе горевания, эта информация не представляет никакой ценности для скорбящего, она никак не помогает ему на самом деле справиться с эмоциональной болью, которую он испытывает после какой-либо утраты.
Более того, информация о том, что горюющий должен пройти через какие-то стадии, только запутывает скорбящих, часто мешает им совершить действительно эффективные шаги, чтобы преодолеть эту боль
Заключительные мысли
На работе могут быть совершенно разные коллективы и отношения. Хотя некоторые из нас работают в крупных корпорациях, всё же, подавляющее большинство работает в небольших коллективах, состоящих всего из нескольких сотрудников. Трудно дать универсальные рекомендации. Цель этой статьи – описать несколько основных идей, которые можно эффективно использовать во всех ситуациях, где это возможно и уместно.

Надеемся, лучшее, что может сделать каждый из нас, узнав, что кто-то из коллег скорбит — это дать им информацию о Методике Восстановления скорбящих®, чтобы они могли самостоятельно ею воспользоваться. 

Эта методика представляет из себя пошаговую, практическую программу действий, которые помогают восстановиться от эмоциональной боли, вызванной утратами.
Методика утверждает, что люди никогда не «сотрут из памяти» то, что произошло, но, используя верные знания, могут научиться, как пережить утрату, вернуть себе вкус к жизни, и преуспевать несмотря ни что.
Made on
Tilda